Культура и традиции казачьего братства

Для каждого из нас, безусловно, важно знать и понимать кто мы и откуда. И передача культурного наследия наших предков подрастающему поколению просто необходима.

Немного истории

Наверное, все знакомы с легендарным атаманом Ермаком. Ведь именно с него и началась культура казачьего братства и история формирования сибирского казачества.

Атаман Ермак пришел покорять Сибирь

В 1580-х годах Ермак с походами в Западной Сибири дошел до Усть-Шиша, расположенного на севере современного Знаменского района Омской области. Сибирь встретила казаков, как говорится «во все оружии», показав свое могущество суровым климатом. Но казаки решили, что лучше уж погибнуть от холода и голода, чем отступить. Проявив храбрость и смелость, они завоевали для России огромные просторы могущественной Сибири, заслужив тем самым вечную славу для себя. Таким образом, у казаков атамана Ермака появилось устойчивое чувство ответственности за освоенные территории и за населяющие ее народы. Завет отцов «Храни преданное тебе», который они всегда помнили, помогал им брать на себя ответственность за сохранение культурного наследия  своих предков и нести его на протяжении долгих веков до настоящего времени.

К сожалению, одним из первых Декретов советской власти от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», статус казачества, как особого сословия юридически был упразднен. Причиной послужило неоднозначное отношение казачества к советской власти. «Циркуляр ЦК РКП(б) об отношении к казакам» от 24 января 1919 г. требовал «признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления», допускался «беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью». Начался жесткий процесс расказачивания, многих казаков репрессировали, а многие из них эмигрировали за рубеж.

Культура и традиции казачьего братства
Культура и традиции казачьего братства

Еще долгие годы в СССР казаков считали «непролетарским элементом» и ограничивали их в правах. На казаков пала тень забвения.

По данным опросов населения Западной Сибири только 32 % респондентов назвали казаков в качестве субэтнической группы русского этноса. Из этих 32 % многие и не слышали про сибирское казачество, а называли только: казаки кубанские, за ними следовали донские и запорожские. К сожалению, историко-культурное наследие сибирского казачества изучено крайне недостаточно, в силу определенных причин. Отечественные историки только в 1960-1970-е гг. опубликовали свои первые труды, касающиеся сибирского казачества. А вопросы Сибирского казачьего войска рассматривались уже в последующие десятилетия.

В настоящее время уже многие этнографы, фольклористы, культурологи, музыковеды, педагоги и даже юристы занимаются исследованием культурного наследия казаков Сибири.

На сегодняшний день восстановить все казачьи традиции и обычаи в полной мере практически не возможно: что-то забыто, что-то утеряно безвозвратно. И то немного, что сохранилось, представляет собой огромную ценность. Поэтому современное казачье общество всеми силами стремиться восстановить свои корни.

Культура и традиции

Казаки славились народом гордым и воинственным. Эти качества были хороши для боя и всегда приветствовались внутри казачьих общин. Женщины-казачки имели довольно сильный характер, ведь, когда мужчины уходили на войну, на  них держалось абсолютно всё хозяйство.

В своей среде эти беспощадные к врагам воины, были гостеприимны, щедры и благодушны. Казак отличался двойственностью характера. Он то веселый и шутливый, то неприступный и молчаливый.

Казачье общество всегда строго придерживалось культурный традиций и обычаев. В каждой семье их считали жизненно необходимыми. Если человек их не знал и не признавал, он не мог причислять себя к этому сообществу.

Таких традиций было довольно много, их список постепенно менялся, следуя течению времени. На смену исчезнувшим приходили новые, отражавшие в полной мере культурные особенности казаков. Основными из них можно назвать: уважительное отношение к старшему поколению; почитание гостей; уважение и любовь к женщине (жене, сестре, матери) и родной земле, а также желание свободы.

Родительский авторитет для молодого поколения казаков был непререкаем. Без благословения старших не принимались никакие решения, и не начиналась работа. Уважение и любовь к старшему поколению проявлялся в заботе о них. Помимо родных матери и отца, дети заботились и о крестных родителях. Данный обычай сохранен до наших дней.

В казачьей культуре всегда присутствовало уважение к пожилым. Старшие по возрасту всегда были в почете. Молодежь заботилась о стариках и оказывала им всякую помощь. При этом всегда соблюдались нормы этикета: при появлении человека преклонного возраста все вставали, присутствующие в форме, прикладывал руку к козырьку головного убора, а молодежь без формы – снимала шапки и кланялась.

К гостям у казаков было особое отношение, они считались посланцами божьими. Самым дорогим и желанным гостем был незнакомец, проделавший долгий путь, и нуждавшийся в отдыхе и приюте. К тому, кто не оказал уважения к такому гостю, относились с презрением. Незнакомцу отводилось лучшее место за трапезой, и даже старики уступали ему свое место. В течение трех суток хозяева не смели спрашивать о целях прибытия гостя. Кстати, казачье гостеприимство не претерпело особых изменений и славится до сих пор.

К женщинам казаки-мужчины относились очень уважительно. Ведь женщина – продолжение рода его. По обычаю, женщины не допускались на сборы, даже для решения личных вопросов, поэтому просить за нее мог атаман, отец или старший брат. С непокрытой головой казачкам было запрещено появляться на людях (это считалось великим позором), а так же нельзя было стричь волосы и надевать мужскую одежду.

Казаки – народ веселый. С большим удовольствием они плясали и пели песни, очень любили застолья с дружескими разговорами. А еще в казачьих общинах любили гостинцы и подарки, без них в гости не ходили, да и мужчины из долгих походов домой не возвращались без гостинцев.

Наша организация считает своим долгом передать культурное наследие казаков Сибири подрастающему поколению. Ведь мы – это не только наше настоящее, но и прошлое, которое, мы надеемся, приведет нас к светлому и прекрасному будущему.